Стили в освещении. Модерн
Модерн сделал в освещении несколько революций, а его идеи сейчас популярны так же, как в начале ХХ века.
Стиль модерн (от французского moderne — «современный») существовал недолго относительно других стилей, но оставил после себя настоящие шедевры. Достаточно назвать имя Антонио Гауди, чтобы понять, насколько революционным, действительно новым, удивительным он был. Но творчество Гауди — вершинное, из ряда вон выходящее, однако и в малом модерн проявил себя как революционная эстетика.
Модерн, чьи исторические рамки приходятся на последнее десятилетие XIX века — начало (до Первой мировой войны) ХХ века, очень неоднороден. Даже назывался в разных странах он по-разному: во Франции — ар-нуво, стиль Гимара, «метро»; в Германии — югендстиль; в Италии — «либерти» и «цветочный стиль»; в Австрии — «сецессион»; в Бельгии — стиль Орта, в США — «тиффани».
Основой модерна стала кривая линия – линия цветка, волны, женского локона, песочных дюн — любого природного проявления изящества.
Очень точно характеризуют стиль его названия, встречавшиеся в прессе и специальной литературе того времени — «стиль линий», «вермишель», «стиль 1900 года», «стиль волн», «угорь».
Уже из наименований видно, что основой модерна стала кривая линия — линия цветка, волны, женского локона, песочных дюн — любого природного проявления изящества. Творцы в стиле модерн пытались внедрить в жизнь человека главный закон природы, в котором эстетика становится продолжением функциональности: цветок красив, чтобы привлекать пчёл, лист зелен, чтобы происходил процесс фотосинтеза и т. д.
Это стремление — сделать красивое функциональным — определило и главные черты модерна.
Главные особенности модерна в сценарии интерьера
- «Назад, к природе!» (лозунг А. Ван де Вельде) — отказ от декоративного излишества, не продиктованного функциональностью.
- «Изнутри — наружу» — принцип целостности проектирования здания и интерьеров, возвращение к опыту старых мастеров, когда архитектор, зодчий планировал всё — от кровли до завитка лестницы и гвоздя.
- Обязательность растительных/природных мотивов — вьюна, цветка ириса, волны, лилии, цикламена — они были необязательны в «полном» виде, но могли присутствовать как стилизованный элемент, «мотив мотива».
- С начала ХХ века в венгерском модерне «чистая геометрия» — прямая линия, углы, «шахматная сетка» и т. п. — эти элементы тоже провозглашались природными, т. к. были мотивированы «стволами и палками» деревьев, линией горизонта и прочими геометрическими проявлениями природы.
- Возрождение древних и старых технологий обработки материала — дерево не лакируют, а воскируют (пропитывают воском), стёкла расписывают эмалями, применяют в стеклоделании приёмы венецианских стеклоделов, возрождают старые технологии мозаики и витража.
- Обращение к ярким ориентальным стилям — египетскому и японскому.
- В цвете, с одной стороны, — приглушённые, дробные краски и тона, с другой — яркие, насыщенные, глубокие — «как в северной и южной природе».
Особенности модерна несколько расплывчаты и не дают простого ответа на вопрос, как организовать интерьер, освещение в этом стиле. Дело в том, что модерн легко заимствовал из других стилей, особенно то, что обладало, на взгляд художников, «практической красотой», например — резное дерево. И сейчас в прибалтийских странах можно в изобилии встретить деревянные дома, особняки, богато украшенные резьбой — это наследие начала ХХ века.
Сам же модерн не выработал единых рекомендаций по дизайну и архитектуре, став скорее идеологией и выдвинув более лозунгов. Такой подход позволил архитекторам, дизайнерам (в современном наименовании) творить свободно и весьма оригинально.
Освещение в стиле модерн
Керосиновые лампы и газовые рожки
К концу XIX века на смену свечам пришли керосиновые лампы. Их использовали и в Европе, и в России, в домах богатых и бедных. Для освещения в них использовали керосин, который поднимался из резервуара по фитилю: хороший фитиль «поднимал» керосин со скоростью 13 сантиметров за 5 минут. Лучшие керосиновые лампы (по качеству керосина и устройству фитиля) расходовали 2,8 грамма топлива за 1 «свеччас».
Лампы в их металлической части изготавливали из бронзы, серебра, золота, фарфора, мрамора, латуни, кованого железа и укрывали стеклом — матовым, прозрачным, с узором из стеклянной крошки, цветным. Украшали лампы листьями, стеблями растений, бабочками, птицами, абстрактными завитками, кованым ажуром. Особенно дорогие лампы исполняли в виде ваз.
Другим — более дорогим и менее потому распространённым прибором — стал газовый рожок, изобретённый ещё в XVIII веке, но ставший особенно популярным в конце XIX – начале ХХ века. Газовых рожков было создано множество по типам горелок — с открытым пламенем, горелки накаливания, регенеративные горелки, аграндовы и другие.
Горелки делали из коалина с двумя круглыми соплами под прямым углом друг к другу. Пламя, вырываясь из них, образовывало форму рыбьего хвоста. Существовали разрезные горелки, пламя которых напоминало крыло летучей мыши. Лучшие горелки в Европе поставляла компания Сагга (Вестминстер).
Газовые рожки, подобно свечам, крепились на богато украшенные «ветви». Ветви делали из латуни, бронзы, стали, ковали, украшали растительными мотивами.
Люстры и светильники
Люстры в эпоху модерн становятся более лёгкими и подчас более замысловатыми. В них могут быть использованы любые материалы из предыдущих эпох — драгоценные и простые металлы, хрусталь, цветное, белое/прозрачное стекло — и любые стилистические элементы. Главным дизайнерским правилом создателей стал отход от помпезности и дворцовой торжественности. Даже очень нарядные и большие люстры теряли парадность, становясь центром не всего помещения, а определённой зоны — это стало одним из главных достижений модерна в сценарии освещения.
В России особенных успехов в создании интерьеров в стиле модерн добился архитектор Фёдор Шехтель. Шедевром модерна считают особняк Морозовой, оформленный с элементами готики. Большой зал с камином там украшает «средневековая» люстра в виде колеса, подвешенного на цепной арматуре над столом. С зажжёнными свечами она напоминает горящее белым пламенем колесо, а в сочетании с огромным камином и лаконичной отделкой отсылает наше воображение в позднее Средневековье.
В особняке Морозовой посетители могут увидеть прообраз современного подвесного потолка с подсветкой — кессонированный потолок, украшенный росписями и оборудованный светильником в каждом сегменте.
Другой шедевр Шехтеля — особняк Рябушинских с удивительной лестницей в стиле Гауди. Лестница представляет собой нечто фантазийное-волнообразное и заканчивается фантастической фигурой, похожей одновременно на всплеск и наяду. На вершине фигуры светильник-спрут, образующий полное единство с лестницей.
Настоящую революцию в освещении произвёл Луис Комфорт Тиффани — сын легендарного создателя украшений. Он создал особую технологию витражей, делал заказы для храмов, театров. Экономный американец из остатков стекла стал производить абажуры для ламп, которые в одно мгновение стали самым модным элементом интерьера.
Тиффани разработал особую технологию соединения витражных стёкол с помощью тонкой медной полоски. Она позволила украсить витражные абажуры изящными стрекозами, цветами, тончайшими фантазийными узорами, и сейчас поражающими своей красотой.
Ещё одна революция в освещении начала ХХ века связана с распространением ламп накаливания — электрических лампочек. Их появление враз упростило дизайн люстр, светильников. На них, следуя идеям Тиффани, надевают шёлковые — оранжевые, зелёные, синие — абажуры с бисерной поднизью или совсем простые — из бумаги и платка.
Особенно модными считались электрические приборы освещения, сделанные из бронзы: считалось, что бронза облагораживает мёртвый электрический свет. Прославились в изготовлении бронзовых бра, светильников, ламп московская компания братьев Е., Л., и Ф. Вишневских.
Фотогалерея
- Комментарии
- Вконтакте